Городские истории: домены столиц

Во время рассмотрения программы New gTLD ICANN получила 66 заявок на создание географических доменов верхнего уровня. Среди тех, кто получил путевку в «большую» жизнь, оказалось 11 доменов столиц. У каждой зоны, которая становится виртуальным лицом и брендом того или иного города, своя история.

Так, запуск одних доменов с самого начала поддерживали городские власти (как .TOKYO и .LONDON), другие - получили поддержку уже в процессе, чтобы выполнить предписания ICANN, и держались больше на энтузиазме инициативных групп. Одни администраторы пошли по традиционному пути и предоставляли регистрацию по принципу «первому обратившемуся», другие - проводили регистрацию премиальных имен по высокой стоимости до открытия свободной регистрации и часто аукционы для заявителей на самые популярные имена.

Различаются маркетинговые инструменты, которые используются для продвижения доменов. Есть и субъективные факторы: например, в Германии интернет-пользователи активны в своей национальной зоне .DE (больше 15 млн зарегистрированных имен), они хорошо поддерживают и новый домен столицы.

Берлин (Германия)

Берлин стал первым городом в мире, который получил собственный домен верхнего уровня - .BERLIN. Недавно домен перешагнул рубеж в 150 тысяч регистраций и в данный момент занимает второе место в рейтинге самых популярных новых зон после домена .XYZ. Правда, есть один нюанс - 83,25% имен в .BERLIN припаркованы, то есть не используются по назначению, впрочем, такая тенденция наблюдается и в других New gTLD.

Открытая регистрация в .BERLIN началась 18 марта 2014 года, получить имя мог каждый, у кого был физический адрес в Берлине, правда, вместо этого можно было воспользоваться помощью посредника. Регистрация шла по принципу «первому обратившемуся». Стоимость имени - от €35 до €70 в год. dotBerlin, администратор домена, стимулировал рост количества регистраций временным снижением цены до €5 и розыгрышем планшетов, а аккредитованные регистраторы какое-то время и вовсе раздавали имена бесплатно. В итоге, менее чем за неделю открытой регистрации в .BERLIN было зарегистрировано более 40 тысяч доменных имен, неудивительно, что теперь количество имен достигло 150 тысяч.

Не обошлось и без ошибок, о которых dotBerlin, в отличие от многих других администраторов, открыто говорит: например,  был зафиксирован низкий спрос на регистрацию имен на приоритетном этапе, ориентированном на владельцев товарных знаков из Депозитария ICANN. Всего в этот период, который в домене .BERLIN длился 60 дней, было зарегистрировано 190 доменных имен, и только 25% из них – местными правообладателями. Такой скромный результат объясняется недостаточной осведомленностью владельцев товарных знаков о Депозитарии и процедуре его использования. Ситуацию не смогла изменить даже информационная кампания dotBerlin о преимуществах внесения обозначений в Депозитарий, ориентированная на правообладателей. Не совсем гладко происходило взаимодействие администратора .BERLIN и регистраторов, часто сервисы работали несинхронно.

Еще один интересный момент: обладателей брендов уведомляли, если за первые 3 месяца после запуска .BERLIN третье лицо хотело зарегистрировать товарный знак, идентичный принадлежащим им доменам.

Успех .BERLIN был отчасти ожидаем, ведь в родственном национальном домене Германии .DE, как мы уже говорили, зарегистрировано более 15 млн доменных имен, это второе место в чарте национальных доменов.

Лондон (Великобритания)

В период приоритетной регистрации в домене .LONDON было зарегистрировано более 7 тысяч имен. В первый день открытой регистрации - 9 сентября - число регистраций достигло 9 тысяч. Шесть недель спустя это число выросло до 44 тысяч. Однако стоит отметить, что успех зоны имеет объяснение: в домене .LONDON нет заметных ограничений.

Во время приоритетной регистрации (Sunrise) самым популярным именем стало nightlife.london (на него поступило 40 заявок), 30 желающих было на домен properties.london, также спросом пользовались whatson.london, theatretickets.london и concerts.london. При этом премиум-имена продавали за £200 в год.

Запуск .LONDON поддержали городские власти, в частности мэр Лондона Борис Джонсон.

Вена (Австрия)

Такая же история с доменом .WIEN: запуск .WIEN проходил в мэрии города Вена.

€950 стоили домены во время Sunrise-периода. Несмотря на высокую стоимость, было подано больше 500 заявок, а на аукционе цены доходили до €20 тысяч за имя. Во время Lundrush-периода имена стоили по €150. Было подано 500 заявок, стоимость на аукционе доходила до €30 тысяч.

Открытая регистрация в .WIEN началась 15 июля 2014 года, в этот день устроили настоящий флешмоб. Но итоговые цифры в .WIEN скромнее, чем в .LONDON, и, тем более, .BERLIN, - на сентябрь 2014 в .WIEN было зарегистрировано 9 тысяч доменов.

Париж (Франция)

5 июня состоялся запуск еще одного столичного домена - .PARIS, сейчас там идет Sunrise-период, а имена стоят 200 евро в год. 2 декабря начнется открытая регистрация в зоне, домены в этот период можно будет зарегистрировать за €29 в год.

В .PARIS до старта открытой регистрации из числа желающих выбирали компании, которым давали имена вне очереди, чтобы показать другим преимущества присутствия в новой зоне.

Брюссель (Бельгия)

А вот домен .BRUSSELS будет открыт для всех в начале 2015 года, сейчас в зоне идет регистрация для бизнеса, госучреждений и представителей ассоциаций. Всего будет 5 фаз регистрации: 1) для владельцев товарных знаков, 2) для правительственных и госучреждений, бизнеса и ассоциаций, 3) для частных лиц с eID картой жителя Бельгии (домены, связанные с фамилией и именем человека, по принципу «первому обратившемуся»), 4) Lundrush (регистрация по повышенным ценам) для всех и 5) открытая регистрация.

Во втором периоде домены будут стоить €80 (плюс плата регистратору). Во время 3 этапа домены будут стоить €1 вместо 20 (плюс плата регистратору). Во время Lundrush-периода домены будут стоить €20 + дополнительная плата на усмотрение регистратора. Если одновременно несколько человек или компаний захотят зарегистрировать одно имя, они отправятся на аукцион. Входная плата на аукцион - €50 .

Администрирует домен компания Dnsbelgium, которая занимается развитием и национальной зоны .BE, в ней сейчас зарегистрировано почти полтора миллиона имен. Она также управляет зоной .VLAANDEREN (Фландрия – один из регионов Бельгии), которая тоже ждет запуска.

Кейптаун (законодательная столица ЮАР)

Домен .CAPETOWN администрирует компания ZA Central Registry, которая также запускает домены .AFRICA, .DURBAN и .JOBURG (первый - еще на согласовании с ICANN). В «классическом» домене Южной Африки .ZA на середину сентября 2014 года было зарегистрировано 970 тысяч имен, первый миллион там ждут в первом квартале 2015 года. А в 2008 году .ZA считался одним из самых неудачных ccTLD, тогда в нем было всего 40 тысяч имен. Почти миллион зарегистрированных имен впечатляет, если вспомнить, что в домене Нигерии .NG сейчас только 60 тысяч имен. Успеху .ZA способствует активная работа четырех сотен аккредитованных регистраторов, причем почти 16% из них находятся за пределами Южной Африки.

Свободная регистрация в .Joburg, .CapeTown, .Durban стартовала 5 ноября этого года. Sunrise (90 дней) и Lundrush-периоды (120 дней) там прошли, начиная с 1 июля.

Будапешт (Венгрия)

Идея создания домена .BUDAPEST принадлежит компании Top Level Domain Holdings и ее подразделению Minds + Machines, у которой также есть несколько десятков других зон, включая .beer, .cooking, .law, .miami, .vodka, .yoga. Компания также является партнером администратора домена .LONDON. Подробностей про запуск .BUDAPEST пока нет…

Тайбэй (КНР)

…Нет их и о запуске домена Тайбэя - .TAIPEI. Известно только, что старт регистраций в нем для владельцев товарных знаков и представителей организаций начнется в ноябре 2014 года.

Токио (Япония)

Во время Sunrise-периода в .TOKYO, когда регистрировать имена могли только владельцы товарных знаков, если было больше одной заявки на один домен, участники попадали на аукцион. Аукцион проходил и во время Lundrush-периода, участвовать в котором могли все желающие. 22 июля 2014 года началась открытая регистрация в домене по принципу «первому обратившемуся».

В .TOKYO возможна регистрация в том числе и IDN (доменов с символами национальной письменности).

С .TOKYO работают 50 регистраторов по всему миру. Идею создать для Токио собственный домен в самом начале поддержала мэрия города.

Москва (Россия)

.MOSCOW и .МОСКВА – один из первых российских проектов в рамках New gTLD. Запуск домена поддерживает правительство Москвы. В марте 2012 года была подана заявка в ICANN, и через два года домены были делегированы. Цель новых столичных доменов - создать онлайн-бренд Москвы в Интернете и единое информационное пространство, а также привлечь целевую аудиторию на сайты о Москве.

Sunrise-период в зонах начался 10 июня 2014 года, в нем участвовали сначала товарные знаки из депозитария ICANN, затем товарные знаки, охраняемые на территории России, потом - фирменные наименования (и домены для СМИ). В конце сентября начался этап премиальных регистраций, а 1 декабря начнется открытая регистрация в доменах.

Во время премиальной регистрации домены стоили 225 тысяч рублей, и цена каждую неделю снижалась, во время открытой регистрации домены в столичных зонах можно будет зарегистрировать за 600 рублей.

***

Истории столичных доменов, если брать за точку отсчета начало регистрации в самом первом из них (.BERLIN), нет еще и года, все они делают только первые шаги в «большом» Интернете, а пользователи только начинают привыкать, что сайт музея может выглядеть как, например, третьяковка.москва.

Тематическая привязка имен в Интернете, которую изначально придумали (когда .COM «отвечал» за коммерческие сайты, а .NET - за сайты, связанные с сетевыми технологиями, и т.д.) со временем совершенно размылась. Сегодня геодомены (как и многие «новые» домены) снова структурируют Интернет: сайты о Москве - в доменах .МОСКВА, о Лондоне - в .LONDON и пр. И, конечно, они дают простор для творчества, ведь миллионы востребованных современными людьми слов там пока совершенно свободны.

12 ноября 2014